13:35
Как заказать технический текст и не получить структурированное г... с картинками
Опять прислали какое-то г... вместо текста!

Даже технически грамотный копирайтер может запороть задание так, что исправлять будет нечего. По себе знаю. Проще заново переписать.

Ситуации:

  • Вы рассчитываете на продающий текст о продукте, а получаете материал с подробными и не нужными аудитории техническими характеристиками.
  • Заказываете глубокий обзор для специалистов, а получаете поверхностное описание для широких масс.
  • Ждете статью с достоверной технической информацией, а получаете текст вообще не о том продукте. Вообще не о том.
  • А еще копирайтеры присылают обзоры вместо инструкций, тексты для карточек товаров вместо описания категорий и еще много всего вместо того, что нужно. Как этого избежать? Отправьте автору подробное задание, в котором будут не только требования, но и подсказки.

    Составление подробного ТЗ занимает время, зато ускоряет написание, проверку, внесение правок и доработку текста. И помогая копирайтеру (а грамотное ТЗ — это реальная помощь), вы в первую очередь помогаете себе.

    Дайте материалы для подготовки

    Можете доверить поиск информации автору, но на это уйдет дополнительное время. И где гарантия, что исполнитель найдет именно те данные, которые нужно указать в тексте? Недостаток исходной информации и ошибки в поиске — верный путь к появлению текста «не о том». Да, в этом случае вся вина ложится на плечи автора, но кто вернет потерянное время?

    У вас наверняка найдется техническая документация, которой нет в сети. И готовый список ссылок на материалы, статьи и видеозаписи по теме. Чтобы разобраться с этой базой, понадобится немало времени, а уж чтобы самостоятельно найти информацию в открытых источниках и не запутаться — втрое больше.

    Пример текста без дополнительной информации

    Задание: описать смазку для опалубки Эмульсол-М, ее отличия от Эмульсола А, преимущества.

    Вроде бы задача простая, но, когда копирайтер ищет информацию по смазке серии «М», находит только общие фразы. Средство новое, в сети пока нет информации. Копирайтер либо обращается к заказчику за подробностями (и это лучший вариант), либо пытается написать самостоятельно. Во втором случае вы получите примерно такой текст:

    «Смазка для опалубки Эмульсол М — новое поколение разделительных смазок для форм. Состав обладает лучшими характеристиками и обходит предшественника Эмульсол А по диапазону рабочих температур, сочетанию вязкости и текучести. Но главное — Эмульсол М менее токсичен. Средство состоит из минеральных масел с присадками для создания прочной пленки на поверхности без образования луж жидкости на горизонтальной плоскости. Состав не вступает в реакцию с бетонной смесью. Поверхность получается ровной, без инородных включений и специфических запахов.»

    Видите? Копирайтер работал с обычными техническими характеристиками без уточнений и подсказок. Польза от текста есть — он показывает, что произошли важные изменения. Но делает это водянисто, без конкретики. Из описания понятно: серия «М» лучше серии «А». Но почему?

    А теперь посмотрим на текст, который мог получиться у копирайтера, владеющего полной информацией:

    «Разработчики новой версии Эмульсола учли недостатки прошлого состава и создали универсальное средство, которое подходит для нанесения на металлическую, деревянную, пластиковую и фанерную опалубку. Список изменений состава и характеристик смазки:

  • Минеральные масла: 85 % (в прошлой версии — 60-80 %). Улучшена адгезия к поверхности металлических форм. Время сохранения пленки на вертикальных поверхностях выросло в 2 раза и достигло 12 часов.
  • Мылоподобные активные вещества: 10 % (в серии А — до 35 %). Увеличилось время расслоения на фракции — готовая жидкость сохраняет однородность до 7 дней после приготовления раствора.
  • Добавлена присадка, снижающая адгезию к бетону. Форма снимается легко, поверхность изделия остается сухой и чистой.
  • Добавлена присадка, предотвращающая коррозию металлических форм. Срок службы опалубки в среднем увеличивается в 3-4 раза.
  • В результате новый Эмульсол М облегчает извлечение готовых деталей, не портит поверхность, защищает материал опалубки и сохраняет свойства в 2-3 раза дольше прототипа.»

    Подробности улучшили описание, сделали его более понятным. Копирайтеру удалось развернуть материал, структурировать его. Но такая работа часто возможна только при плотном взаимодействии с заказчиком. Например, в случае с эмульсолами (это почти реальная ситуация) сведения о влиянии состава на свойства найти почти невозможно. Даже о старом средстве данных маловато, а чтобы сравнить его с новым — вообще ничего. Эту информацию даст только производитель. Владельцы редко выкладывают инструкции и описания в сеть. Найдите пару минут и поделитесь знаниями с исполнителем!

    Читайте также: 137 универсальных идей для корпоративного блога: пожизненный контент-план

    Данные, которые точно пригодятся копирайтеру:
  • Основные ГОСТы, ТУ, любые имеющиеся стандарты на изготовление (использование) товара. Кстати, с ТУ (технические условия) отдельная история — у производителя эта часть документации всегда под рукой, но выкладывать ТУ на сайты не спешат. Поэтому в сети технических условий для конкретного товара (особенно нового) иногда просто нет.
  • Сопутствующие ГОСТы, ТУ, СНиП и прочее. Например, при написании текста на тему станков, стационарного промышленного оборудования и дизельных генераторов не лишним будет указать требования к помещению, толщину фундамента в точках монтажа оборудования, производительность вентиляции, требования к электроснабжению, пожарной безопасности.
  • Чертежи, инструкции, буклеты, инструкции, обучающие материалы, видеозаписи. Наглядно показать работу и подробности — значит ускорить появление годного варианта текста на сайте.
  • Ваше описание товара или услуги своими словами. Личное мнение сильнее влияет на результат, чем другие материалы. Вы наверняка разбираетесь в теме и можете подробно рассказать о назначении, устройстве и особенностях товара. Приложите комментарий и собственное видение предмета к заданию.
  • При отправке подробных сведений и дополнительной информации вы экономите время копирайтера на поиск и свое — на проверку. Автор сразу начинает с изучения достоверных данных, а не с поиска крупиц истины в интернете.

    Покажите, как нужно и как не нужно писать технические тексты для вашего ресурса

    У вас есть собственное видение «хорошего» текста. Поделитесь им с исполнителем. Только обязательно — с подробностями. Например, если прикладываете к заданию примеры хороших текстов, покажите, что именно в них нравится. Иначе может получиться два разных взгляда на один текст:

    Так видит текст условный заказчик Так может увидеть страницу исполнитель

    Обратите внимание — в чем-то взгляды автора и заказчика сходятся, но обычно все мы видим в текстах что-то свое. Еще хуже понимаются примеры того, как писать не нужно — здесь ответы сходятся вдвое реже. Чтобы избежать недопонимания, объясните копирайтеру, что именно вам нравится и не нравится в тексте.

    Хотите с первого раза получить текст с нормальной структурой? Потратьте 5 минут на оформление этой части ТЗ в виде картинок с пояснениями (как на примерах выше) или как ссылки на страницы с комментариями:

    Примеры в виде ссылок с краткими комментариями тоже работают

    Читайте также: Что написать в онлайн-чате, чтобы в него хотелось обратиться? 53 примера

    Проверьте план, по которому работает копирайтер или пришлите собственный

    Планы страниц в едином стиле — первый шаг к составлению собственной редакционной политики. Это очень полезно при создании многостраничных технических ресурсов. Такие тексты выглядят более профессиональными, страницы сайта однотипны и похожи на части большого документа, энциклопедии. Примеры планов для технических текстов:

    I. Базовый план для описаний сложных технических товаров
  • Введение. Краткая информация о товаре, области применения, назначении, решаемых задачах.
  • Принцип действия. Описание процессов и законов, способов управления.
  • Технические характеристики. Габариты, вес, мощность и т. д.
  • Описание изделия. Внешний вид, использование. Визуализируйте продукт, используйте уместные сравнения.
  • Варианты исполнения. Дополнительное оборудование и комплектация для решения различных задач, работы в особых условиях.
  • Доставка, установка, монтаж, подключение, запуск.
  • Информация для заказа. Подробности оформления, оплаты, время доставки.
  • II. Базовый план для описания категорий

    Структура похожа, но речь уже не о товаре, а о группе продуктов. Здесь приводятся краткие описания пунктов или упоминаются как примеры отдельные товары:

  • Введение. Краткая информация о назначении, области применения и задачах, которые решают товары группы.
  • Описание общих принципов действия и отличий между товарами группы. Пишем конкретнее, чтобы посетитель еще до изучения каждого продукта понимал разницу.
  • Технические характеристики с примерами. Иногда в описаниях с длинными списками товаров используются примеры с минимальными, максимальными и средними характеристиками.
  • Информация о подборе товара. Призовите посетителя подробнее изучить и сравнить категории или связаться с представителем компании для консультации.
  • III. Базовый план описания технически сложной услуги

    (например, контроль соединений, аттестация персонала, разработка проекта, диагностика оборудования)

  • Введение. Информация о применении услуги: какие задачи решает, в каких областях используется.
  • Описание требований к объекту.
  • Описание методики и теоретическое обоснование услуги.
  • Список приборов, приспособлений, инструментов и технических средств, которые применяются в ходе предоставления услуги.
  • Последовательность действий.
  • Нормативные документы.
  • Информация о заказе услуги.
  • Похожие шаблоны можно составить для каждого типа текста, который используется на сайте. План помогает структурировано подавать материал, исключает разнородное наполнение страниц и облегчает работу с копирайтерами.

    Укажите, для кого пишется текст

    Эта общая рекомендация для всех текстов в применении к техническим статьям становится еще более важной. Посетители сайтов с техническими текстами делятся на 3 группы:

  • Новички. Материалы для людей со стороны делаем простыми, с обязательным разъяснением терминов, приведением примеров.
  • Опытные пользователи. Посетители, которые уже частично изучили вопрос и теперь интересуются подробностями. Для этой аудитории включите в текст больше технических характеристик, описаний, перечислений, способов применения и прочей полезной информацией.
  • Профессионалы. Специалистам не нужно объяснение очевидных вещей, они ценят экспертность и полезную информацию в сжатом виде.
  • Написать один технический текст для новичков, опытных пользователей и профессионалов не получится. Да это не нужно — на сайте обычно собирается только один тип аудитории. Выясните, какой именно, внесите корректировки в базовые планы текстов и обязательно сообщите правила написания копирайтеру.

    Читайте также: Как познакомить посетителей сайта с сотрудниками компании: 10 советов и 32 примера

    Укажите назначение будущего материала

    Для вас назначение текста очевидно, для копирайтера — не всегда. Технический текст может быть описанием товара или услуги (продающим или информационным), материалом для буклета, инструкцией, обзором.

    Пример назначения материала:

    Текст с описанием предпускового подогревателя Бинар-5С.

    Страница, на которой будет размещен текст: http://mysite.ru/razdel/podogrevatel-binar-5c.

    Текст будет располагаться под моделью подогревателя. Внизу страницы – цены на разные модификации. В тексте нужна краткая инструкция по установке и использованию.

    Используйте шаблон для составления ТЗ копирайтеру

    Готовый шаблон поможет ничего не упустить при составлении задания.

    Итак, вот что желательно включить в текст ТЗ:

  • Материалы для подготовки. Основные и сопутствующие ГОСТ, ИСО, ТУ, СНиП. Приложите чертежи, инструкции, ссылки на видео. Дополните материалы кратким описанием продукта своими словами.
  • Примеры текстов. Дайте примеры плохих и хороших текстов с комментариями.
  • План текста. Проверьте план текста, по которому собирается работать копирайтер или предложите собственный шаблон.
  • Целевая аудитория. Укажите, для какой категории посетителей пишется текст. Правильная оценка подготовки читателя помогает выбрать стиль изложения.
  • Назначение материала. Укажите целевую страницу, задачи, которые должен решить текст.
  • Не рубите сгоряча

    Даже подробное ТЗ не гарантирует, что текст с первой попытки устроит по всем параметрам. Стадия правок и доработки бывает в 90 % случаев работы с техническими текстами. Особенно, если заказчику не безразлична судьба проекта.

    Ошибки в технических текстах обычно связаны с недостаточным погружением в тему — согласитесь, за несколько дней подготовки невозможно изучить вопрос во всех подробностях. Поэтому заключительная рекомендация заказчику технических текстов — подробно указать на все недочеты. Для удобства воспользуйтесь тем же документом: выделите и прокомментируйте спорные места, а потом отправьте материал на доработку.

    Такой подход к составлению ТЗ и работе с техническими текстами отнимает больше времени, чем лаконичные заказы и не менее лаконичные отказы. Но время потрачено не впустую: вы получаете качественный вариант (сразу или после небольшой доработки), а в довесок — автора, который уже знаком с вашими требованиями и в следующий раз напишет текст быстрее и лучше.

    kak-zakazat-tekhnicheskiy-tekst-i-ne-poluchit-strukturirovannoe-g-s-kartinkami
    Просмотров: 67 | Добавил: shinzpggaton | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar